Автоматизированная обработка налоговой информации

Оглавление

Введение  ………………………………………….…..……..…..................….. 3

Глава 1. История и предпосылки развития  информационных 

              технологий в сфере управления налогообложения

    1. История развития информационных технологий ...................... 6
    2. Организация компьютерных информационных

      технологий для обработки налоговой информации ……..… 11

Глава 2. Организация автоматизированной  обработки налоговой

          информации.

     2.1 Информационно-логическая модель автоматизации компонентов

            налоговой службы ………..…....………………………………….14

     2.2 Программа «Налогоплательщик»………..………..………………20

     2.3 Программа «СБИС++»……………...………….…………..…...… 22

Глава 3. Автоматизация налогового учета на       предприятии

                ФГУП «Охрана» МВД России

     3.1 Краткая характеристика ФФГУП «Охрана»

            МВД России ……………...………………………………………..26

     3.2 Использование программы «СБиС ++» в ФФГУП

           «Охрана» МВД РФ по АО……………………...………………….33

Заключение  …………………………..……………………………………… 42

Список  использованной литературы

Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Государственная налоговая служба Российской Федерации  входит в систему центральных  органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется  Президенту Российской Федерации и  Правительству Российской Федерации.

       Основной  задачей Государственной налоговой  службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных  законодательством.

       Целью системы управления налогообложением является оптимальное эффективное  развитие экономики посредством  воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой  задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации  различных форм собственности и  население. Субъектом управления является государство в лице налоговой  службы. Воздействие осуществляется через систему установленных  законодательством налогов.

       Эффективное функционирование налоговой системы  возможно только при использовании  передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах  налоговой службы имеются информационные системы, которые предназначены  для автоматизации функций уровней  налоговой службы по обеспечению  сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Территориальные органы налоговой  службы используют систему электронного обмена данными (ЭОД), на региональном уровне применяется  автоматизированная информационная система (АИС) «СБИС++». Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы, как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных.

       Основными требованиями к данным информационным системам, применяемым в налоговых  органах являются: достижение целей  создания системы; совместимость всех элементов данной системе, как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов систем, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных.

       Данная  тема является актуальной, так как информационная система налогового органа, при минимальных затратах ручного труда,  должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней, должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей, как в программном, так и в информационном аспекте.

       Цель  дипломной работы - раскрытие принципов  и особенностей автоматизации налогового учета.

       Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  1. Изучение истории развития информационных технологий.
  2. Рассмотреть организацию компьютерных информационных технологий для   обработки налоговой информации.
  3. Изучение программ «Налогоплательщик» и «СБИС++».
  4. Анализ использования  программы «СБиС ++» в ФФГУП «Охрана» МВД РФ по АО.
  5. Работа  с научной литературой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. История и предпосылки развития информационных технологий в сфере управления налогообложением

    1. История развития  информационных технологий 

       Потребность в передаче и обмене информацией  человечество испытывало на ранних стадия своего развития. Для ускорения передачи информации использовались костры, курьеры, почта, семафорный телеграфии др.

       С изобретением электрического телеграфа  и телефона изменились возможности  передачи информации. Изобретение телефона, радио, телевидения, а затем ЭВМ, цифровых систем связи и вычислительных сетей, создание персонально-электронно вычислительная машина (ПЭВМ и его  невероятно быстрое распространение  и развития именно в качестве инструментального  средства накопления, преобразования, обработки и передачи информации позволили новым информационным технологиям внедриться практически  во все области человеческой деятельности.

       В поисках возможностей повышения производительности труда в условиях ограниченной численности работников особое внимание в налоговых органах уделяется в настоящее время совершенствованию процессов обработки данных. При этом актуальность приобретают информационные технологии, являющиеся главным источником резервов экономии рабочего времени, повышения эффективности процесса электронного документооборота.

       В момент создания налоговых органов  в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур.

       Основными показателями этой технологии были:

       - получение информации от налогоплательщиков  при личном контакте налогового  инспектора с ними;

       - ручная обработка полученной  информации, хранение ее только  на бумажных носителях;

       -нерегламентированность  большинства процедур по сбору  налогов;

       - стихийно развивающаяся информационная система.

       Информатизация  органов налоговой службы сводилась  к обеспечению сотрудников недорогостоящими электронно-вычислительными машинами (ЭВМ) и принтерами, использованием стандартных текстовых редакторов, электронных таблиц и разрозненных системами управления базами данных (СУБД), не приспособленных к работе с большими объемами информации и построению единого информационного пространства. Такая технология могла существовать только в условиях небольшого количества налогоплательщиков.

       Основу  автоматизированных информационных технологий (ИТ) составляют следующие достижения:

  • средства накопления больших объемов информации (магнитные и оптические диски);
  • средства связи, позволяющие воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;
  • компьютер, позволяющий по определенным алгоритмом обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.

       ИТ  направлены на увеличение степени автоматизации  всех информационных операций, следовательно, на ускорение научно-технического прогресса (НТП) общества.

       В связи с этим прорабатывалось  несколько концепций типовых  программных комплексов для региональных и муниципальных налоговых органов, отличающихся составом технических  средств и прикладным программным  обеспечением.

       Разработка  и внедрение компьютерных технологий и АИС в рамках местного самоуправления длительное время осуществлялась каждым регионом в соответствии с местными регламентирующими документами и нормативными актами по каждому виду учета, что создавало известные проблемы формирования единого информационного пространства, обусловленные их несовместимостью между собой и с АИС. Проблема усугубляется и тем, что многие объекты учета необоснованно разделены между органами различных ведомств со своими АИС и автоматизированными информационными технологиями (АИТ).

       Это особенно проявляется в таком  объекте учета, как «недвижимость», составляющие которой - имущество и  земля учитываются и регистрируются в трех ведомствах.

       Одновременно  решалась задача обновления компьютерного  парка за счет компьютеров класса Pentium, так как клиентская часть  в ряде инспекций реализована  в среде DOS.

       Проектирующееся внедрение интегрированных комплексов для территориальных налоговых  инспекций, обеспечивающий единую систему  администрирования баз данных по налогообложению юридических и  физических лиц и единое ведение  нормативно-справочной информации, обеспечивает:

       - автоматизацию всех функций по  учету налогоплательщиков и налоговых  поступлений;

       - информационное взаимодействие  всех структурных подразделений  налоговой системы между собой  и с внешними ведомствами;

       - высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и  технической работой;

       - повышение производительности труда;

       - оперативность и точность результатов  учета, анализа и прогнозирования  налоговых поступлений.

       Широкомасштабное  внедрение безбумажной информационной технологии при взаимодействии с  налогоплательщиками и другими  ведомствами, было нацелено на повышение  эффективности собираемости налогов  и платежей за счет:

       - уменьшения общей численности  сотрудников в территориальной  налоговой инспекции, занятых  реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.

       - сосредоточения деятельности сотрудников  территориальных налоговых органов  на тех аспектах налогового  администрирования, которые требуют  непосредственных встреч с налогоплательщиками;

       - устранения влияния пиковых ситуаций  на работу территориальных инспекций;

       - повышения качества камеральных  и выездных налоговых проверок

       База  данных системы электронной обработки данных (ЭОД) и основные программы обработки располагаются на сервере налоговой инспекции. Персональные компьютеры пользователей подключаются к серверу по локальной вычислительной сети (ЛВС). Скорость обработки данных при работе в системе ЭОД в основном определяется мощностью сервера и параметрами ЛВС.

       На  пользовательские компьютеры устанавливается  специальная программа, обеспечивающая доступ и работу с базой данных Системы ЭОД. Данная программа называется "Универсальное рабочее место" (далее УРМ). Установку и сопровождение  Системы ЭОД на сервере и пользовательских компьютерах осуществляет системный  администратор инспекции.

       В последние годы наметилась тенденция  переноса центра тяжести приема и  обработки электронных документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь должны использоваться сканерные технологии ввода информации с бумажных документов, что должно повысить эффективность  функционирования территориальных  налоговых органов.

       Для осуществления работы подразделений  Федеральной налоговой службой (ФНС) разработана и уже функционирует  многоуровневая АИС «СБИС++», обеспечивающая решение задач накопления и обработки информации в инспекциях. Конечной целью АИС налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, банков, казначейства, таможни, регистрационных центров, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др.

       Необходимость в этом обуславливается характером АИС налоговой системы, как корпоративной  системы открытого типа с множеством внешних связей. Источниками информации, накапливаемой в базах данных АИС, являются подразделения государственных  органов и учреждения, из которых  поступают данные о доходах налогоплательщиков, поступлениях и возвратах налогов  и сборов, имуществе, земельных участках и др.

       Существующие  АИС налоговых служб длительное время выполняли свои функции  и соответствовали поставленным при их создании целям -автоматизации  основных функций налоговых органов  по хранению и обработке информации, поступающей от налогоплательщиков, и повышения производительности труда налогового инспектора.

       Но  разобщенность средств автоматизации  по уровням иерархии налоговых органов, недостаточное развитие телекоммуникационных средств, отсутствие единых средств  защиты информации, алгоритмов и средств  обмена информацией как внутри АИС  федеральной налоговой службы (ФНС), так и с взаимодействующими с  ней АИС, невозможность комплексной  обработки информации, хранящейся в  различных базах данных, возросшие  требования к процессам учета  налогоплательщиков, своевременности  и полноте сборов налогов и  платежей, привели к увеличению нагрузки на должностных лиц налоговых  органов и сделали существующую АИС “СБИС++” неспособной в  полном объеме выполнять свои функции. Поэтому, в 2000 году началась работа над созданием АИС “СБИС++” второй очереди, предусматривающей:

       - интеграцию информационных ресурсов;

       - максимальное использование системы  телекоммуникаций министерства  по налогам и сборам (МНС) РФ  с прямым доступом пользователей  к интегрированным базам данных;

       - стандартизацию и унификацию компонентов АИС.

  •  
  •        

  • 1.2 Организация компьютерных информационных технологий для   обработки налоговой информации.
  •        

  • АИС налоговых  органов строятся в соответствии со структурой самих налоговых органов  и с учетом передовых компьютерных информационных технологий (АИТ). В  качестве информационных ресурсов используются данные, поступающие от налогоплательщиков и АИС, формирующих налогооблагаемую базу. Каждый ее элемент и уровень  имеет обширные внутренние и внешние  связи.
  •        

  • На федеральном  уровне определяется стратегия налоговой  системы и решаются задачи аналитической, контрольной, методической, правовой и  ревизионной деятельности. В рамках контрольной деятельности, прежде всего, предусматривается ведение Единого  Государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).
  •        

  • Основная  работа по учету налогоплательщиков осуществляется на региональном уровне в рамках районных и городских  налоговых инспекций и соответствующих  им АИС. Здесь формируются основные базы налогообложения, от полноты которых  зависит величина налоговых поступлений  в бюджеты всех уровней. Автоматизация  в региональных налоговых органах  начинается с момента регистрации  налогоплательщиков и постановки их на учет с последующим приемом  и обработкой отчетов, балансов, данных по имуществу, земле, транспортным средствам, расчетом налогов и выдачей справок  и платежных документов. В АИС имеются программы документальной проверки и контроля за поступлением платежей, формирования деклараций о доходах.
  •        

  • В зависимости  от функций, выполняемых налоговыми органами все решаемые задачи сгруппированы  в функциональные подсистемы, состав которых для каждого уровня свой. Алгоритм расчетов, как правило, стандартизован, т.к. регламентируется нормативными и  методическими материалами.
  •        

  • Информационное  обеспечение (ИО) является важнейшим  элементом АИС, т.к. именно оно отражает состояние управляемого объекта и является основой для принятия управленческого решения.
  •        

  •  ИО  должно иметь возможность:
  •        

  • - обеспечения  пользователей АИС информацией,  необходимой для выполнения ими  своих профессиональных обязанностей;
  •        

  • - распределенного  хранения и обработки информации,
  •        

  • - накопления  информации в базах и банках  данных в местах ее использования;
  •        

  • -предоставления пользователям автоматизированного санкционированного доступа к информации,
  •        

  • - одноразового  ввода и многоцелевого использования;
  •        

  • -обеспечения информационной взаимосвязи между задачами подсистем и с внешними уровнями.
  •        

  • ИО АИС  «СБИС ++» и ее вариант для местного уровня - ЭОД  структурно состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное представлено документами и средствами формализации записи для подготовки к машинной обработке информации, в т.ч.:
  •        

  • - описанием  системы классификации и кодирования;
  •        

  • - документацией;
  •        

  • - описанием  потоков информации, входных и  выходных сообщений.
  •        

  • Один из основных принципов работы системы  ЭОД состоит в том, что информация в базе обязательно должна быть документирована. Условно можно разделить базу на две: база документов и база учетных данных. Каждый документ обязательно регистрируется в системе с присвоением уникального системного номера. Для каждого входящего документа определен перечень разделов учетных данных, доступных данному документу для ввода и редактирования.
  •        

  • Следующий принцип работы системы - предлагаемый пользователю проект решения, это перечень исходящих документов, которые система  предлагает к формированию в зависимости  от того, какой входящий документ был  представлен налогоплательщиком. Например, если это «Заявление о постановке на учет…» в качестве исходящего программа  сформирует и предложит к выдаче соответствующий шаблон документа.
  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2. Организация автоматизированной  обработки налоговой

              информации.

    2.1 Информационно-логическая  модель автоматизации  компонентов налоговой службы

           Одной из приоритетных задач налоговой  службы являются разработка и реализация целевой комплексной программы  информатизации налоговых органов  города — как системы мер организационного, научно-технического, кадрового, материального  и финансового характера, направленных на решение проблем информационного  обеспечения.

           Для разработки такой программы необходимо определить объекты информатизации.

           Объекты информатизации распределяются по двум основным уровням: региональному и  территориальному.

           На  региональном уровне,  объектом информатизации являются аппарат Государственной  налоговой инспекции по краям, областям и городам (руководство налоговой инспекции), налоговые управления, управление методики и ревизий,  управление учета и отчетности,  управление анализа и прогнозирования,  контрольное управление,  управление налогообложения иностранных юридических и физических лиц,  юридическое управление,  бюро государственного реестра предприятий, Управление кадров и учебных заведений, Управление делами, Управление материально-технического снабжения и др.

           На  районном уровне к объектам информатизации относятся государственные территориальные  налоговые инспекции (ГТНИ).

           Рассмотрим  подход к информатизации налоговой  службы, которая реализует принцип  двухуровневой структуры, обозначенной выше, и вполне может быть перенесена на различные регионы страны.

           Основными направлениями информатизации являются:

           - создание информационной системы  налоговой службы области, города;

            - разработка и внедрение в  практику работы новых эффективных  информационных технологий;

            - создание современной коммуникационной  сети, обеспечивающей информационный  обмен как внутри системы, так  и с информационными системами  Государственной налоговой службы  РФ, налоговой полиции и другими  информационными системами служб  администрации области, города;

            - подготовка кадров к работе  в новой информационной среде.

           Реализация  указанных направлений потребует  определенных материальных затрат. Вместе с тем эффект от правильно спланированной и проведенной в жизнь политики информатизации дает значительный выигрыш. Результатами информатизации являются не только принципиально новые возможности  для решения задач, стоящих перед  налоговой службой города, но и  изменения в характере труда  специалистов в сторону его интеллектуализации, освобождения от рутинных операций.

           Информатизация  создает возможности для внедрения  проблемно-целевого метода управления налоговой службой города, области.

           Информатизация  должна обеспечивать создание условий  для эффективного решения стоящих  перед налоговой службой города, области задач и основываться на комплексном охвате основных направлений  деятельности. При этом максимальный эффект достигается только тогда, когда  информатизация пронизывает деятельность организации в целом, приобретает  масштабы системы. Этому способствует прогресс в области вычислительной техники. Развитие средств интегрированной  обработки данных позволяет значительно  повысить оперативность и эффективность  решения управленческих задач.

           Широкое использование непосредственно  на рабочих местах персональных ЭВМ, соединенных локальной вычислительной сетью, дает возможность организовать индивидуализированную обработку  информации.

           Информационно-вычислительные мощности персонализируются, но при  этом сохраняются централизованные базы данных, дополненные внутренней и внешней электронной связью.

           Внедряемые  информационные технологии призваны реализовать  принцип: «Нужную информацию нужному  сотруднику в нужное время».

           Децентрализованный  сбор и обработка информации (на рабочем месте сотрудника) позволят повысить полноту, точность и актуальность готовящихся документов, увеличить  скорость их подготовки. Производительность труда на рутинных операциях увеличивается  в несколько раз за счет применения на автоматизированных рабочих местах (АРМ) специального программного обеспечения.

           Применение  развитых средств электронной коммуникации (сетевые средства, электронная почта  и др.) экономит до 20% рабочего времени. Общая стоимость обработки документов за счет применения электронных средств  обработки и передачи информации уменьшается в 10–15 раз.

    Автоматизированная обработка налоговой информации