Cоциальные изменения в мире место России в мировом сообществе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1) Тенденции  и закономерности развития мира………………………………4

2) Формы развития  общества…………………………………………………….6

3) Общественный  прогресс……………………………………………………….9

4) Место и  роль России в мировом сообществе……………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………..……….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой  общественной мысли. Особое значение предвидение  будущего имело в переломные эпохи  истории человечества. В начале XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобретает особую актуальность. Все же думается, что будущее российского общества, да и всего человечества связано не с технотронным развитием, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тотального государства, а с гуманистическим обществом. Это общество должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных граждан, стремящихся к знаниям.

В процессе становления российского гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. В новом обществе должно гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и общества при  приоритете, разумеется, духовного  совершенствования человека.

Цель работы – изучить социальные изменения в мире и определить место России в мировом сообществе.

Задача – изучить теоретические аспекты, касающиеся социальных изменений, рассмотрев ряд вопросов:

  1. Тенденции и закономерности развития мира
  2. Формы развития общества
  3. Общественный прогресс

 

 

 

 

1) Тенденции и закономерности развития мира

Мир состоит из человека, природы  и общества, а природа и общество без воздействия человека не преобразуются  сами по себе в мир в пользу человека. В сегодняшнем мире процесс развития природы и общества по сути своей  представляет собой процесс преобразования человеком. Поэтому закономерности развития реального мира есть закономерности развития управления и преобразования мира человеком. Эти закономерности указывают на существенную, неизбежную связь развития мира человеком. Эти закономерности главным образом содержат следующее: мир развивается благодаря активной деятельности и роли человека, этот процесс протекает в направлении лучшего служения человеку и в соответствии с развитием человека. Руководитель Ким Чен Ир указывал: «Лишь благодаря активной деятельности человека мир преобразуется в его пользу». Мир преобразуется благодаря активной деятельности и роли человека - такова закономерность, которая освещает решающий фактор, определяющий управление и преобразование, развитие мира человеком. Это значит, что управление, преобразование и развитие мира образуются благодаря самостоятельной, творческой и сознательной деятельности человека. Активное воздействие и роль человека в отношении мира есть процесс активной деятельности по управлению и преобразованию мира, это по сути своей самостоятельная, творческая и сознательная деятельность. В ходе такой деятельности человек непрерывно преобразовывает мир сообразно своим потребностям. Положение о том, что мир преобразуется и развивается при активном воздействии и роли человека, отражает существенную и неизбежную связь, которая устанавливается между свойственной человеку деятельностью и изменением и развитием окружающего мира. На изменение и развитие мира воздействует ряд факторов, среди которых непременно должно быть основной фактор, причина, обуславливающие результат развития. Причина есть главный фактор, вызывающий результат, а другие факторы, оказывающие влияние на взаимодействие причины и результата, служат его условием.

В прошлом при рассуждении вопроса  развития материального мира считали  противоречия основным фактором, обуславливающим  изменение и развитие предметов  и явлений. Согласно такой точке  зрения, противоположности объединены, поэтому возникает борьба, а в  результате борьбы развиваются вещи. Подобный взгляд был установлен с точки зрения движения природного мира, где отсутствует существенная качественная разница между взаимодействующими вещами, отсутствует особое существо, которое оказывает активное действие и выполняет активную роль. Но отношения между человеком и окружающим его миром - это отношения между совершенно разными существами. Между деятельностью человека и движением окружающего его мира есть существенная разница: первая - целенаправленное и активное действие, а второе - слепое и пассивное движение. Нет надобности объяснить, что целенаправленное и активное действие и роль несравненно сильнее, чем слепое и пассивное движение.

Мир развивается благодаря активному  воздействию и роли человека - именно такова главная закономерность развития реального мира, где живет человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Формы развития общества

В своем  развитии общество подчиняется законам  социального прогресса: человеческая эволюция происходит в направлении  от простого образа жизни к сложному, от единства интересов к их многообразию. В связи с этим выделяют традиционное и современное общества:

• традиционное общество характеризуется экономической  и технологической отсталостью, функционирует на основе мистических  ценностей. Общественные отношения  регламентируются многочисленными  предписаниями, традициями, обычаями. Основой общества является группа (община, сословие). Индивид "растворен" в  коллективе, не осознает своих личных интересов, бесправен и несвободен, поскольку зависит от сообщества. Осмысление, реальности происходит через  поклонение святыням, авторитетам. Индивид, зажатый в строгих "тисках" традиционного общества и смирившийся с подавлением своей индивидуальности, начинает враждебно относиться ко всему, что отличается от него, от его образа жизни, нетерпим к иным системам ценностей, прежде всего к свободе выбора, конкуренции;

• современное  общество основано на возрастающей самоценности индивида; развивается на ценностях рационализма, свободы выбора, собственности. Личность ответственна за себя, поскольку ее поведение определяется ее собственными интересами. Свободные индивиды составляют гражданское общество, перед которым ответственны бюрократия и правительство. Для современного общества характерны высокий уровень науки, массовых коммуникаций; система демократии, гарантированность политических свобод, верховенство права и т. д. Модернизация представляет собой процесс пере- хода от традиционного (сельскохозяйственного) общества

к современному (индустриальному и постиндустриальному). Для такого перехода необходимы предпосылки  в экономической, социальной, политической и культурной сферах жизни. Выделяют несколько моделей перехода к  современному обществу.

• модель классической хаотичной модернизации характерна для стран Западной Европы, США, Австралии, в которых переход от традиционного к современному обществу начался с XV в. Отправной точкой модернизации стала развитая культурная традиция, изменившая представления человека об окружающем мире и его месте в нем. Эта традиция была сформирована эпохами Возрождения, Реформации и Просвещения, результатом чего стала вера в человеческий разум и прогресс. Основой формирования гражданского общества явилось развитие и правовое закрепление частной собственности. Политическая система основана на разделении властей, многопартийности, конституционности. Эту модель можно охарактеризовать как органичную в силу синхронности и последовательности созревания условий и факторов модернизации;

• запаздывающая  модернизация (Япония, Бразилия, Аргентина, Балканы) начинается примерно на рубеже

XV - XX вв. При этом отсутствует ряд предпосылок  в лице развитого рынка, гражданского  общества, правового

государства и др., что обуславливает ее несинхронный и авторитарный характер. Генератором  изменений становятся

государство, его лидеры, из-за чего возникает  опасность бюрократизации, непоследовательности в осуществлении

реформ, перепрыгивания с этапа на этап, поэтому такую модель модернизации также называют неорганичной.

В рамках неорганичной модели можно выделить несколько разновидностей.

• форсированный  вариант модернизации (страны Юго-Восточной  Азии). Такая модернизация осуществляется в условиях авторитарного или  тоталитарного политического режима. Преобразования начинаются с одной

отрасли, где происходит быстрое накопление капитала. Экономика ориентирована  на экспорт, при этом существенно  ограничивается индивидуальное потребление. Технологическая модернизация и  наличие квалифицированных кадров приводят к повышению емкости  внутреннего рынка и покупательской способности населения. Когда

сформированы  социально-экономические интересы различных групп общества, происходит создание партийной

системы, представительных органов власти;

иная  стратегия модернизации начинается с политической реформы (Испания  в середине 70-х гг. XX в.), так как  отсутствие демократической традиции и культуры, согласия после падения  диктаторского режима привело бы к обострению политической борьбы, грозившей перейти в гражданскую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Общественный прогресс

Прогресс (лат. progressus — движение вперед) – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. Регресс (лат. regressus — возвращение) – движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.1 Представление о прогрессе зародилось еще на заре философской мысли как отдельные догадки. Так древнегреческий философ Демокрит развивал идею происхождения людей из звериного состояния благодаря необходимости создавать орудия труда, строить жильё. Господствующей идеей в античной философии была идея цикличного круговорота, т.е. повторения обществом одних и тех же состояний (греческие философы Платон, Аристотель). В эпоху Нового времени философия стала увязывать общественный прогресс с развитием научного знания: движение общества есть продукт разума. Социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. XIX-XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. Классики марксизма видели движение общества в смене общественно-экономических формаций. К.Маркс объяснял причину движения общества от одной формации к другой - борьбой классов (схема 1).2

Рассматривая различные подходы к проблеме прогресса, подчеркнем, что первоначальные прогрессистские концепции имели три характерные черты. 3

 

 

Первая черта состояла в том, что это были попытки найти причины поступательного развития общества в духовном начале, в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта или в развитии «абсолютного духа». Иными словами, эти концепции были идеалистическими. Вторая черта состояла в том, что общественный прогресс рассматривался как плавное эволюционное развитие, без скачков, без движений вспять, только как восхождение по прямой линии. Третья черта первоначальных концепций прогресса состояла в том, что восходящее развитие ограничивалось достижением какого-либо наилучшего, по мнению авторов концепций, общественного строя. Представим эти основные точки зрения к проблеме прогресса в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные точки зрения к проблеме прогресса

Представители философии

Точка зрения

Гесиод

писал о пяти стадиях в жизни человечества:

первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно,

второй — «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались

в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость

Платон и Аристотель

рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии

Анн Робер Тюрго

одним из первых выдвинул теорию общественного прогресса

Жак Антуан Кондорсе

Писал, что история представляет картину беспрерывных изменении, картину прогресса человеческого разума в бесконечности веков путь

Георг Гегель

считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий

Карл Маркс

считал, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека

Карл Поппер

писал «если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать — значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей»


 

В русской философии проблемы развития общества также рассматривались с разных позиций. Взгляд русского философа В.С.Соловьёва представлен на схеме 2.4

 

 

Первая ступень - царство минеральное (неорганическое); 2-царство растительное; 3-царство животное; 4-человеческое царство; 5-Божие. Каждое предшествующее царство служит материалом для последующего, более совершенного. Истинное богочеловеческое общество - это утверждение нравственного порядка в мире, согласование Божественного и человеческого начал.

В конце XIX — начале ХХ вв. на смену этим концепциям пришли новые теории прогресса, включающие и признание его противоречивости.

В философских учениях ХХ века общественный прогресс связывался с внедрением передовых технологий, возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции. Была выдвинута идея «технотронной эры» как грядущей перспективы человечества. Появились теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, согласно которому светлое будущее рано или поздно обязательно наступит. Ряд мыслителей придерживались пессимистической точки зрения на развитие общества: Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер. Русский философ Семён Франк утверждал, что прогресса больше не существует, а цивилизация погибает. Вместо идеи прогресса разные философы предлагают, например, теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных.5

Рассмотрим схемы движения общества, в которых отражены идеи американских философов Д.Белла и У.Ростоу (схема 3 и 4).6

 

 

 

 

Идея о том, что общество развивается по нисходящей линии, т.е. по пути регресса, возникла еще в античном обществе: как мы уже отмечали выше, древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» писал, что человечество пережило пять стадий, всякий раз спускаясь по лестнице истории на ступеньку вниз.

Теорию исторического круговорота впервые создал итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744): каждое общество, утверждал он, проходит цикл, состоящий из трёх эпох: божественной, героической и человеческой, затем следует новый круговорот (табл. 2).7

 

Божественная эпоха

Героическая эпоха

Человеческая эпоха

Отсутствие государства, власть принадлежит жрецам. Общество состоит из патриархальных семей

Создание государства, власть аристократов. Народ вступает в противоборство с аристократами и побеждает

Власть принадлежит народу.

Республики и парламентские монархии. Свобода, справедливость, эгоизм людей приводит к разрушению общества


Возврат к исходному состоянию


 

Эпоха Людей характеризуется разумной человеческой природой, понятиями совести, долга, действуют законы. Эпоха Людей завершает собой крупный исторический цикл развития наций. Затем идёт упадок демократии и свободы, возобновляются рабство и разбои. История возвращается к её исходному рубежу с тем, чтобы начался новый восходящий виток исторического развития наций и государств, очередной цикл.

Русский мыслитель Н.Д.Кондратьев (1892-1938) разработал теорию «длинных экономических волн» («волны Кондратьева») с периодом в 48-55 лет (табл.3).8

 

Повышение

Перелом

Понижение

Переход

Накопление и концентрация капитала. Экономический подъем, внедрение новых технологий, рыночная конкуренция

Инерция экономических процессов. Дефицит капитала, угасание экономической жизни

Спад

экономической активности. Структурный кризис

Экономическая система становится неэффективной.

Борьба нового со старым продолжается 7-10 лет


Затем следует новая экономическая волна


 

Циклическая динамика хозяйственно-экономической системы включает в себя четыре фазы: повышение, перелом, понижение, переход. Потом начинается новая «экономическая волна». На «экономические волны» накладываются социальные потрясения, например революции. «Социальные волны» длятся около 2,5 лет. Современный российский учёный Ю.В.Яковец разработал оригинальную концепцию в теории цикличной динамики, которая представлена в Приложение. Большое разнообразие взглядов и усиление сомнений относительно прогрессивного развития связано в ХХ веке с противоречивостью прогресса, о чем будет рассмотрено в следующей главе.

 

 

 

 

4) Место и роль России в мировом  сообществе.

При определении  места и роли России в мировом  сообществе и в мировой политике важно учитывать основные тенденции, действующие в современном мире:

1. Укрепление  экономических и политических  позиций значительного числа  государств и их интеграционных  объединений, развитие глобализации, совершенствование механизмов многостороннего  управления международными процессами, формирование многополярного мира. При этом все более значительную  роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические  и информационные факторы. 

2. Усиление стремления к созданию системы международных отношений, основанной на доминировании в мире развитых западных стран при лидерстве США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права.

3. Возрастание  конкурентной борьбы в мире  за перераспределение и контроль  над сырьевыми ресурсами планеты,  стремление ряда государств усилить  свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания  оружия массового уничтожения. 

Все эти  процессы не могут обойти стороной Россию - крупнейшую державу мира, всегда игравшую огромную роль в мировой  политике. Этому способствует ее политический, экономический, духовный и военный  потенциал.

В политическом плане Россия выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями.

Принципиальным  показателем положения России в  мировом сообществе остается состояние  и уровень ее отношений с США  как наиболее могущественным государством мира. Трагические события 11 сентября 2001 года сблизили интересы двух стран, прежде всего в сфере решения  глобальных проблем, борьбы с новыми вызовами и угрозами национальной и  международной безопасности. В то же время многие факты и события международной политики в наступившем тысячелетии свидетельствуют, что в отличие от 90-х годов XX века Россия не только не следует в фарватере американской политики, но и стремится отстаивать свои интересы, выстраивать свою линию поведения, которая, как показывает ситуация с Афганистаном, Ираком, Ираном и т.д., более реалистична и продумана. Все это не исключает столкновения интересов, противоборства между двумя державами и свидетельствует о росте мощи России и возрастании проблем у США с установлением однополярного мира.

В своем  стремлении к многополярному миру Россия не одинока и находит все больше поддержки среди ведущих стран  Европы, что обусловило одну из политических причин усиления ее популярности в  европейском сообществе. Более того, участие и позиция России в  различных европейских форумах  усиливает значимость всей Европы в  глобальных процессах.

Параллельно с развитием новых отношений  со странами Запада, Россия активизировала свои отношения со странами Востока. Наша страна стремится вернуть себе былой авторитет и строить  взаимовыгодные отношения с крупнейшими  государствами этого региона. В  свою очередь, ряд наиболее динамично  развивающихся стран Азии нуждаются  в политической и экономической  поддержке России, что усиливает  их международный статуе. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 г. в Китае прошел Год России, а 2007 год объявлен Годом Китая в России.

Россия  как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного игрока и посредника в отношениях между  странами Запада и Востока. Более  того, в последние годы характерной  чертой активности российской дипломатии стало интенсивное развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Латинской  Америки, Южной Африки, традиционно  считавшихся сферой американских интересов.

Статус  России в мировом сообществе проявляется  также через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей бывшего  Советского Союза, Россия фактически возложила  на себя ответственность за будущее  постсоветского пространства, обеспечение  стран СНГ политической и экономической  поддержкой. Благодаря своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей  силой для большинства бывших союзных республик, активно противодействуя  попыткам внутри и извне расколоть  Содружество. В сложнейших условиях Россия не раз становилась гарантом стабилизации обстановки на постсоветском  пространстве. Она выступает инициатором  совершенствования модели СНГ с  конечной целью создания оптимальной  военно-политической и экономической  системы, которая должна обеспечить эффективное развитие каждого из ее участников.

Политическая  значимость России подкреплена ее экономическим  потенциалом, что особенно важно  в условиях глобализации. Российские просторы и природные богатства  всегда привлекали взоры многих стран.

Россия  обладает огромным природным потенциалом (около 15 - 17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически  отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в  добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно  влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время  значительно активизировать свою энергетическую роль и в "восточном" векторе  политики.

Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается  ключевой ролью России в формировании единой европейской энергетической стратегии. Уже сегодня Германия обеспечивает свои потребности российским газом на 42%, Италия - на 32%, Франция - на 30%, Австрия - на 75%, а в целом  его получает каждый четвертый европейский  потребитель. Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих  поставок газа в ЕС будет удвоен. Такая же ситуация характерна и для  других видов энергетического сырья.

В условиях жесткой международной конкуренции  экономическое развитие страны будет  определяться главным образом ее научными и технологическими возможностями. Для преодоления отставания российской промышленности от передового уровня необходимо сделать серьезный шаг  к стимулированию роста инвестиций в производственную сферу и в  развитие инноваций. В сотрудничестве с динамично развивающимися государствами  мира Россия имеет все возможности  наилучшим образом реализовать  себя в таких высокотехнологичных  сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, атомное машиностроение, авиастроение, продукция ВПК.

Важнейшим фактором укрепления авторитета России остается вопрос расширения ее сотрудничества с крупнейшими экономическими и  финансовыми институтами мира, беспрепятственного выхода со своей продукцией на международные  рынки. Его решение будет способствовать более рациональному участию  страны в распределении финансовых потоков, международном разделении труда, получению полноценных выгод  от интеграции в мировую экономику.

Опираясь  на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и  в столь перспективной сфере  как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир в единое целое.

Она должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Последние десятилетия Россия является заметным поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в  процветание стран пребывания и  мировой прогресс. Так, в постсоветский  период из России выехало в промышленно  развитые страны более 10 тыс. специалистов только в области разработки программного обеспечения ЭВМ. Для исправления  ситуации в последнее время руководством России принимаются решения, в том  числе и Национальные проекты, которые  направлены на социальную защиту и  создание благоприятных условий  для созидательной работы ее граждан  в самой стране, возвращение соотечественников  на свою историческую Родину.

Россия  была и остается привлекательной  своим огромным духовным потенциалом, культурным богатством. В своеобразной интеграции европейской и восточной  культур кроется один из важнейших  источников внутренней силы и внешней  притягательности российского общества, характеризующийся как евразийство.

Общеизвестно  влияние русской культуры, особенно XIX-XX веков, на мировую культуру. Вспомним, что образованностью французской  королевы Анны, дочери Ярослава Мудрого  или русского дворянства XIX века восхищалась  вся Европа своего времени. Творчество А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, К.С. Станиславского, Ф.И. Шаляпина, Д.Д. Шостаковича, И.А. Ильина и т.д. не только вписано золотыми страницами в мировую  культуру, но и оказало серьезное  влияние на ее дальнейшее развитие. Не забудем о наших научно-технических талантах (Д.И. Менделеев, А.С. Попов, И.И. Сикорский, СП. Королев и т.д.), результаты труда которых давно стали достоянием всего человечества. Нынешнее поколение россиян, продолжая традиции, укрепляет мировой престиж страны (Ж. Алферов, М. Калашников, М. Плесецкая и т.д.).

Толерантность России к другим народам с их культурой  и традициями стала характерной  чертой восприятия россиянами окружающего  многоликого мира. Не подавление, а  взаимное обогащение, переплетение культур  определяет основной курс национальной политики России в течение многих веков. Исторически это способствовало росту влияния и авторитета России среди различных народов как  европейских, так и азиатских. В  условиях разрастающейся на планете  религиозной конфронтации Россия как  многоконфессиональное государство  обретает особую миротворческую миссию, подавая остальному сообществу пример возможности единения представителей различных религиозных воззрений  и культур на основе общечеловеческих ценностей.

Весь  этот огромный культурный потенциал  России наделяет ее важнейшей притягательной силой, позволяющей нашей стране занимать одно из центральных мест в мировой цивилизации, играть важнейшую  роль в определении ее облика и  пути дальнейшего развития. Чтобы  не случилось, Россия уже вечна своим  культурным влиянием. В этом есть заслуга  не только гениев, но и всего народа в целом.

Таким образом, место и роль России в мировом  сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы  с соответствующими интересами, возможностями  и влиянием. Мощь и источники возрождения  величия России кроются в недрах ее собственного пространства собственной  социально-культурной традиции и собственного геополитического и геоэкономического  потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Россия - уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. Такая функция  России в механизмах социально-глобального  развития человечества обусловлена  особенностями Евразии как единственного  места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. В остальных  местах Запад и Восток разделены горами и водоразделами. Именно Евразия как "этногенетический вулкан" определяла этногенез Европы, Америки, в значительной степени Азии и Северной Африки на протяжении всей истории. Становление российского государства на евразийском континенте защитило Европу от "этнических войн" с Востока, обеспечило стабильность ее этногенеза в последнем тысячелетии. Именно "сильная" Россия вместе со сформировавшимся на ее территории суперэтносом стабилизировала "глобальный мир" с позиций взаимоотношений Восток - Запад. Необходимость военного могущества России, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания русского народа как основного "скрепа" российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизма, соборности и державности.

Cоциальные изменения в мире место России в мировом сообществе