Bсследование психологических причин межличностных и внутриличностных конфликтов
Содержание
Введение
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют, независимо от пола и возраста. Использование обыденных знаний порой недостаточно, чтобы разрешить возникший конфликт с минимальными потерями для конфликтующих сторон. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
Известно, что у всех конфликтов имеется психологическая составляющая, основанная на специфике внутренней жизни человека, а также его социальных отношениях.
Исследование социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение.
Одной из причин такой ситуации является не разработанность самой теории конфликта. Для практиков, в частности, по-прежнему остается неясным соотношение величин в дихотомии «конфликт — согласие», хотя исторический опыт доказывает, что общество обеспечивает упорядоченность жизни населения только через согласие, через достижение взаимного понимания и признания.
Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Он наличествует в столкновениях предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе, отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки.
Проблема конфликта и защиты от него является самой актуальной проблемой этого времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов. В своей работе мы попытаемся обозначить понятие конфликта, его структуру возникновения, а также значимости его конструктивного разрешения.
Цель настоящей работы - исследование психологических причин межличностных и внутриличностных конфликтов, а так же выявить влияние самооценки на поведение в конфликтной ситуации..
Гипотеза:
-
для людей с завышенной
- заниженная
самооценка и связанная с ней недооценка
благоприятных возможностей, которые
представляет ситуация, порождают готовность
довольствоваться малым, идти на "неразумные"
компромиссы. Приспособление является
еще одним важным способом реагирования
в конфликте для людей с заниженной самооценкой,
т.к. неуверенность такого человека в себе
не позволяет четко представить ситуацию,
вследствие чего ему легко навязать другое
видение конфликта.
-
люди с адекватной самооценкой
способны реально оценить
Предмет
исследования – психологические
причины межличностных
Объект
исследования представляет собой выборку
общей численностью 30 человек.
1. Причины, виды и способы предупреждения внутриличностных конфликтов
1.1. Виды внутриличностных конфликтов.
В литературе выделяются три типа внутриличностных (психологических) конфликтов:
1. Конфликт потребностей. Его основание конфликтов заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.
2 . Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.
В
терминологии 3. Фрейда противоречие, вызывающее
данный тип конфликта,— это
3. Конфликт социальных норм. Сущность этого конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм.
В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.
Более полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А.Я. Ан цупова и А. И. Шипилова, которые предложи взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды:
1 Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).
2 Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
3 Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.
4 Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать.
5 Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле — как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).
6 Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей.
Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.
7 Невротический конфликт — результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.
Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов. Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов. Отметим основные из них:
1. Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский).
2. Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологический и биосоциальный характер (3. Фрейд).
3. Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими наличность (К. Левин).
4. Конфликт между «Я-концепцией» и идеальным «Я» (К. Роджерс).
5. Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу).
6. Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е. «ноогенный» конфликт, или «экзистенциальная фрустрация» (В. Франкл).
7.
Конфликт между элементами внутренней
структуры личности, между ее мотивами
(А. Леонтьев).
1.2. Причины внутриличностного конфликта
Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выскочить» из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые в конечном счете детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.
Многообразные отношения,— писал в этой связи А.Н. Леонтьев,— в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.
При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:
1)
внутренние причины,
2)
внешние причины,
3)
внешние причины, обусловленные
положением личности в обществе.
Внутренние
причины
Внутренние
причины внутриличностного
• противоречие между потребностью и социальной нормой;
• противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);
• противоречие социальных ролей (и на производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);
• противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя.
Для
возникновения
Внешние
причины
Внешние
причины внутриличностного
1. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В работе «Психология индивида и группы» выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт:
1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум или часовой, не пропускающий в то или иное место;
2)
отсутствие объекта,
3)
биологические ограничения (
4)
социальные условия (главный
Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей,— мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.
2. На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:
1)
противоречие между большой
2)
противоречие между жесткими
требованиями по срокам и
3)
противоречие между двумя
4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения;
5)
противоречие между
6)
противоречие между
7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности. (Эта причина внутриличностного конфликта встречается довольно часто. Ее содержание состоит в противоречии между теми функциями, которые человек должен выполнять, обладая разными статусами. В этом случае различные роли будут предъявлять к человеку разные, может быть, даже противоречивые требования. На-
пример, статус руководителя организации будет предъявлять одни требования и нормы поведения по отношению к подчиненному, а статус близкого друга — другие);
8)
противоречие между
3.
Внешние причины внутриличностного конфликта,
обусловленные положением личности в
обществе. Эти причины связаны с противоречиями,
которые возникают на уровне социальной
макросистемы и коренятся в характере
общественного строя, социальной структуры
общества, его политического устройства
и экономической жизни.
1.3. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
При
дальнейшем рассмотрении внутриличностного
конфликта речь пойдет об условиях и способах
предупреждения конфликтов, зависящих
от самой личности. Выделим основные из
них.
Познай
самого себя
Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя» («Nosce te ipsum»).
Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем смысл моей жизни?» и т.п. То есть необходимо прежде всего создать правильный «Я-образ», ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие — второстепенными; за какие следует пойти на костер, а мимо каких — пройти не заметив.
Однако
познание самого себя — дело не из легких.
Личность постоянно находится в процессе
становления, она многогранна и многокачественна.
Поэтому на быстрый успех здесь рассчитывать
не приходится.
Адекватно
оценивайте себя.
Это условие предупреждения внутриличностного конфликта непосредственно примыкает к предыдущему. Без адекватной самооценки нельзя познать самого себя и избежать внутриличностных конфликтов. Но не только заниженная, но и завышенная оценки своих способностей и возможностей препятствуют установлению гармонических отношений с окружающими и тем самым способствуют возникновению внутриличностных конфликтов.
Но самое главное состоит в том, что неадекватная самооценка, неправильный образ своего «Я» препятствуют реализации и самоактуализации личности. Человек, который неправильно оценивает себя, будет постоянно «натыкаться» на непонимание со стороны других. Ему будет казаться, что его не понимают, тогда как в действительности он не понимает сам себя. Поэтому тот, кто лучше знает себя, скорее найдет и свое место в жизни.
От самооценки зависят и отношение личности к своим успехам и недостаткам, ее самокритичность. Поэтому она прямо влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Можно представить человека, полагающего, что он обладает большими способностями по математике, но занявшего одно из последних мест на олимпиаде по этому предмету. В этой ситуации, во-первых, не избежать внутриличностного конфликта, стресса, а, во-вторых, это может породить полное разочарование в своих способностях и навсегда отбить охоту заниматься этим видом деятельности.
Самооценка личности непосредственно связана с уровнем ее притязаний, степенью трудности достижения тех целей, которые она
перед собой ставит. Резкое расхождение между притязаниями и реальными возможностями личности, когда первые являются намного завышенными, может привести к возникновению эмоциональных срывов, повышенной тревожности, страху и другим проявлениям внутриличностного конфликта.
Свое
объективное выражение
Сформулируйте
смыслообразующие жизненные
ценности.
После того как вы «покопались в себе» и адекватно оценили себя, попытайтесь сформулировать и взять на вооружение основополагающие жизненные ценности. Это те ценности, ради которых стоит жить (а может, даже и умереть), ценности, утверждению которых человек посвящает свою жизнь и которые он рассматривает как призвание. А. Маслоу назвал их «бытийными ценностями», или предельными ценностями, выше которых у человека уже нет ничего. Другими словами, речь идет не о ценностях — средствах, а о ценностях — целях, образующих высший смысл жизни человека.
Отсутствие
таких основополагающих ценностей делает
человека несвободным и нестабильным,
подверженным ситуативным и временным
влияниям. Без таких ценностей, как показал
В. Франкл, личность не может развиваться
нормально. У человека возникает состояние
«экзистенциального вакуума» и скуки,
а его поведение часто становится девиантным
(алкоголизм, преступность, наркомания).
Все это приводит к возникновению различного
рода внутриличностных конфликтов, неврозов,
а порой и суицидальному поведению.
Используйте
свой жизненный опыт.
Важный способ профилактики внутриличностных конфликтов — формирование стабильного внутреннего мира и характера человека. Для этого следует постоянно обращаться к своему жизненному опыту и соотносить его с опытом других и социальной реальностью. Необходимо как можно чаще отмечать: что, когда, при каких обстоятельствах и каким образом нам удалось, а в чем мы потерпели фиаско. Рекомендуется также записывать наблюдения и выводы и детально их анализировать.
Цель
этой сложной и кропотливой работы
— делать выводы на будущее, чтобы выражение
«хотелось, как лучше, а получилось, как
всегда» не имело к вам никакого отношения.
Помните, что повторенная ошибка переживается
вдвойне тяжелее и требует двойной платы.
Между тем за уроки лучше платить только
один раз и учиться следует на ошибках
других, а не своих. В противном случае
трудно избежать внутриличностных конфликтов.
Будьте
оптимистом, ориентируйтесь
на успех.
Анализируя свой жизненный опыт и делая выводы на будущее, ориентируйтесь на успех. Если вас постоянно будет сопровождать чувство страха потерпеть неудачу, то вообще не следует начинать никакое дело. В этом случае вы обречены на неудачу и на внутриличностный конфликт с самого начала, а точнее, даже не начав еще деятельности. Механизм возникновения внутриличностного конфликта у людей, ориентирующихся на неудачу, заключается в том, что они
выбирают либо непомерно завышенный, либо сильно заниженный уровень требований. Для них типичны спады активности, отступления. Тот, кто ставит перед собой завышенные цели, обрекает себя на постоянную борьбу с неудачами.
Между
тем люди, которые ориентируются
на успех, как правило, руководствуются
реальной оценкой своих шансов на достижение
цели и поэтому ставят перед собой выполнимые,
хотя, может быть, и умеренные задачи. Поэтому
анализируя свой опыт, следует задуматься
над тем, почему вам сопутствовал успех
и в чем причина ваших неудач. Это поможет
вам избежать многих внутренних конфликтов
и головных болей.
Будьте
принципиальны.
He
отказывайтесь с легким сердцем от всего
второстепенного — «пустяков», «мелочей»
и т.д. Иногда это приходится делать во
имя более значимой цели или задачи. Но
если человек поступает так постоянно,
это приводит к беспринципности, разрушению
внутренней стабильности. В конечном счете
это может привести к деградации личности,
потере образа «Я», своей целостности,
идентичности. А отсюда недалеко и до внутриличностных
конфликтов. Принципиальная требовательность
к себе не только в большом, но и в «малом»
— надежный противовес появлению внутренних
трений. Кроме того, она защитит вас от
такого порока, также приводящего к деградации
наших чувств, как подхалимство.
Будьте
уверенны в себе.
Человек, не уверенный в своих силах, в то же время всегда чувствует себя неспокойно. Рано или поздно он столкнется с внутриличностным конфликтом, ибо неуверенность порождает сомнение, которое соседствует со страхом.
Призыв
к необходимости быть уверенным
в себе не означает, конечно, что
человек не должен сомневаться ни
в чем или не подходить критически
к своему прошлому опыту. Это означает
то, что если, проанализировав свои силы,
вы пришли к выводу, что способны выполнить
какую-либо задачу, то смело беритесь за
дело.
- Bсследование учения физиократов
- CALS-технологии
- CALS- технологии и информационные системы поддержки менеджмента процессов
- Candida albicans
- Capitolul I – Consideraţii generale despre fondurile europene
- Casa cu 5 etaje
- CASE-средства
- BTL-технологии как способ продвижения
- BUDDHISM AND THE EGO (ATMAN)
- Bushisms: iiliteracy as a type of polysemy
- Business Plan: “Rainbow” company
- Buyruq maylidagi gaplar
- Bзучение трудового процесса и методов его совершенствования
- B-нитростирол