Cовершенствования действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей

    3 Проблемы и пути  совершенствования  действующей системы  налогообложения  индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 
 

    Создание  эффективной системы налогообложения предпринимательской деятельности, создающей стимулы для развития предпринимательства, является в настоящее время в Республике Беларусь одной из актуальных задач.

    Предпринимательство занимает особое место в структуре  экономики Республики Беларусь и  играет существенную роль в социальной жизни населения, способствуя формированию конкуренции, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма.

    Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики.

    Раскрепощение деловой инициативы граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

    Со стороны государства требуется принятие комплекса мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.

    Задача оптимизации налоговой системы не может иметь однозначного и окончательного решения. Совершенствование налогов в разных государствах не было разовым мероприятием, а было и есть непрерывный процесс, обусловленным изменениями экономических ситуаций. Стабильными и неизменными остаются лишь сложившиеся налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются воплощением налоговой политики государств, которая проводиться в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

    Реформирование  налоговой системы нельзя рассматривать  как одномоментный акт. Его целесообразно  осуществлять поэтапно с ориентацией  на принятые приоритеты. При этом требуется  абсолютно четкость экономической стратегии государства, определение регулирующей роли и границ хозяйственных функций.

    Позиция правительственных структур, как  правило, основывается на интересах  бюджета и склоняется к необходимости  лишь частичных корректировок налоговой  системы, тогда как представители реального сектора экономики отстаивают существенный пересмотр налогового законодательства исходя из интересов отдельных отраслей и предприятий [  ].

    В этой полемике четко отражается двойственная природа налогов. С одной стороны, основная задача налоговой системы - обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой - налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали развитию экономики. Разрешить коллизию этих двух главных целей всегда трудно. Тем не менее, в мировой практике налогообложения уже найдены те принципы и механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную доходность налоговой системы, и одновременно ее нейтральность по отношению к темпам роста производства, инвестиций и экспорта. Конкретно они выражаются в стандартном для разных стран минимуме и составе применяемых налогов и сборов, определенном их соотношении и методах взимания каждого из основных налогов.

    Всемирный банк (World Bank) опубликовал традиционный аналитический доклад «Ведение бизнеса» (Doing Business). «Ведение бизнеса 2010» — это седьмое издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчете приводится рейтинг 183 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса (в шестом докладе рассматривались 181 страна).

    В данных исследования «Видения бизнеса» приведены меры, призванные упростить создание и эксплуатацию предприятий, укрепить права собственности и улучшить процедуры урегулирования коммерческих споров и банкротства. Данные реформы могут играть важную роль, помогая странам выйти из экономического кризиса. В развивающихся странах финансово-экономический кризис стал кризисом занятости, поэтому увеличение числа субъектов малого предпринимательства открывает самые широкие возможности для создания рабочих мест, считают авторы доклада.

    В целом, реформы проводились в  трех четвертых стран с низким и ниже среднего уровнями дохода, и  на их долю приходится две трети реформ, зарегистрированных исследованием «Ведение бизнеса — 2010».

    Беларусь  вошла в число ведущих стран по простоте регистрации бизнеса, однако имеет самую сложную налоговую систему в мире. Таковы результаты обнародованного 9 сентября очередного исследования Всемирного банка (ВБ) деловой среды в 183 странах. Беларусь в новом рейтинге «Doing Business-2010» («Ведение бизнеса») поднялась на 24 позиции и заняла 58-е место.

    Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрено продолжать налоговую реформу, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин).

    Одной из основных задач на 2010 – 2012 годы, в  соответствии с государственной  Программой поддержки малого предпринимательства  в Республики Беларусь на 2010 -2012 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12. 2009 г. N 1721  является сохранение уровня занятости и создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства, что будет способствовать поглощению рабочей силы, высвобождающейся в результате кадровой реструктуризации крупных предприятий.

    Для развития малого предпринимательства, создания новых субъектов малого предпринимательства необходимо обеспечить имущественную, финансовую и информационную поддержку со стороны органов государственного управления. Должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, либерализации условий осуществления экономической деятельности в сфере предпринимательства.

    Одними  из сдерживающих факторов в развитии предпринимательства, создании новых предприятий в период экономического кризиса являлись:

    - снижение совокупного потребительского спроса на товары и услуги;

    - высокий размер арендной платы за здания, сооружения и помещения, находящиеся в коммунальной собственности;

    - значительные финансовые затраты субъектов малого предпринимательства при подключении объектов к инфраструктуре.

    Достигнутый прогресс в области снижения административных барьеров на республиканском уровне требует принятия аналогичных мер  на местном уровне. Обязательные разрешительные процедуры, необходимые для старта и ведения бизнеса, находящиеся в ведении структурных подразделений республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, по-прежнему остаются серьезным препятствием для развития предпринимательства.

    В мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства на 2010 - 2012 годы должны предусматриваться:

    - снижение налоговой нагрузки  и упрощение налогового администрирования;

    - сохранение уровня занятости и поддержка создания новых рабочих мест;

    - сокращение административных барьеров;

    - финансовая и имущественная поддержка.

    Анализ  факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих программ государственной поддержки малого предпринимательства показывают, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов государственного управления.

    Задача государства заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства, преодолении административных барьеров на пути его развития, внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, обеспечении импортозамещения, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, содействии созданию новым и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышении престижа предпринимателей.

    Кроме вышеперечисленных необходимо так  же предусмотреть решение следующих задач:

    - совершенствование законодательства, регулирующего вопросы осуществления деятельности субъектов малого предпринимательства;

    - повышение эффективности деятельности  субъектов инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства и  информационных систем;

    - расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;

    - развитие международного сотрудничества  в сфере малого предпринимательства;

    - совершенствование системы подготовки  и переподготовки кадров для  предпринимательства.

    Решение данных задач согласно Программе поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы должно поспособствовать устранению факторов и тенденций, сдерживающих развитие малого предпринимательства.

    Совершенствование законодательства в данной сфере  позволит:

    - снизить налоговую нагрузку на  субъекты малого предпринимательства,  упростить налоговое администрирование;

    - сократить количество административных  процедур, осуществляемых государственными  органами и организациями в  отношении юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, а также упростить их;

    - обеспечить заключение международных  соглашений о взаимном признании  сертификатов и стандартов на  товары (работы, услуги).

    Оказание  государственной финансовой поддержки  субъектам малого предпринимательства  будет способствовать расширению их доступа к финансовым ресурсам, что в свою очередь позволит таким субъектам увеличить объемы производства продукции, товаров (работ, услуг).

    Реализация  мероприятий по повышению эффективности  деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, будет содействовать развитию системы комплексной поддержки субъектов малого предпринимательства, формированию доступной каждому предпринимателю информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, клиентах, состоянии рынка и другие.

    Реализация  мероприятий по совершенствованию  системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства  позволит привлечь наиболее незащищенные слои населения к осуществлению  предпринимательской деятельности и тем самым обеспечит снижение уровня безработицы.

    Результатом развития международного сотрудничества должен стать рост экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства, активизация внедрения прогрессивных технологий, расширение номенклатуры производимой продукции, повышение международного авторитета страны.

    В области налоговой политики в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 (далее -Программа) года  продолжалась налоговая реформа, которая обеспечила закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

align="justify">      Для повышения справедливости и нейтральности налоговой системы Программой предусматривались:

    - отмена мелких, неэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов;

    - выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем максимального сокращения существующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок;

    - совершенствование системы налогового администрирования, которая должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;

    - внесение корректив в определение налоговой базы по отдельным налогам, сборам (пошлинам) в целях уточнения их экономического содержания;

    - сокращение числа контролирующих органов и количества плановых проверок;

    - сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

    Одним из приоритетных направлений налоговой  реформы стало упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс сопровождался мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и включал следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:

    - завершение работы по отмене оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг на республиканском  и местных уровнях;

    - снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

    - снижение и унификация таможенных пошлин.

    Упрощение налоговой системы осуществлялось, прежде всего, на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

    В целях упрощения налоговой системы  также предусматривалась отмена налога с продаж автомобильного топлива и местного налога на приобретение бензина и дизельного топлива с соответствующим увеличением ставок акцизов на автомобильное топливо, поступающих в республиканский бюджет. В целом за период с 2006 по 2009 год отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.

    Обеспечение формирования прозрачного и стабильного механизма налогообложения предусматривалось в рамках разработки и принятия Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, которая должна определить по каждому налоговому платежу все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговые льготы, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроки их уплаты.

    Программой  предусматривалось, что в результате налоговой реформы основу налоговой системы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, имущественные налоги, таможенные пошлины. Имущественные налоги (прежде всего, земельный налог и налог на недвижимость) наряду с подоходным налогом с физических лиц и экологическими платежами должны стать основой формирования доходной части местных бюджетов. Так же предусматривалось снижение ставок местных сборов, уплачиваемых из прибыли (дохода), остающейся в распоряжении организации (индивидуального предпринимателя) после налогообложения, а также поэтапное исключение из числа плательщиков местных налогов и сборов организаций и индивидуальных предпринимателей.

    В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 года в новой пятилетке особое внимание будет уделено созданию стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата. Предусматривается переход от преимущественно административных методов к использованию рыночных стимулов при расширении полномочий руководителей в принятии решений, связанных с инвестированием производства и сбытом продукции. Основной задачей в сфере предпринимательства является создание условий для его динамичного развития.

    В динамичном развитии страны важная роль отводится бюджетно-налоговой политике. Основная ее цель на предстоящее пятилетие – повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы. Предусматривается совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов. Причем в этом процессе будет осуществляться ориентация на максимальное приближение налоговой системы республики к налоговым системам экономически развитых стран.

    В целях создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития необходимо:

    - обеспечить проведение на постоянной основе работы по снижению налоговой нагрузки;

    - кардинально сократить количество административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в том числе посредством обеспечения реализации принципа "одно окно";

    - обеспечить максимальное расширение сферы применения электронного документооборота;

    - максимально приблизить налоговую систему Республики Беларусь с действующими в европейских странах;

    - обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, повысить качество подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;

    - пересмотреть существующую систему административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда;

    - снижения минимального и максимального размеров штрафов за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;

    - установить, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан;

    - придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу.

    В последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.

    Последовательно реализуются меры по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы.

    Так, Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного  экономического климата были приняты указы 24 марта 2005г. № 148 «О неотложных  мерах по поддержке  предпринимательства» и 18 июня 2005г.  № 285  «О некоторых  мерах  по  регулированию предпринимательской деятельности». Эти  правовые  акты  решают  вопросы,  связанные  с  уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствуют регулирование предпринимательской деятельности и определяют условия взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. В целом указы способствуют упорядочению  предпринимательской  деятельности,  созданию  оптимального механизма  взаимоотношений государства, индивидуальных предпринимателей и потребителей, формированию цивилизованных, общепринятых в мире рыночных механизмов регулирования экономической деятельности.

    Кроме того с января 2010 года принята Особенная часть Налогового кодекса, которая содержит весь перечь налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате, а так же определяет по каждому налоговому платежу все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговые льготы, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроки их уплаты. Так со вступлением в силу с 1 января 2010г. Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь утратили силу некоторые нормативные документы, регламентировавшие в частности деятельность индивидуальных предпринимателей, так утратили силу Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991г. № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц», Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007г. « 119 «Об упрощенной системе налогообложения», Положение о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005г. «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».

    Так же были отменены такие налоги как: налог на приобретение автомобильных транспортных средств, платеж за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, налог с продаж товаров в розничной торговле. С января 2011 года в соответствии с Законом о Республики Беларусь № 174-З от 15.10.2010 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» планируется отмена сбора на развитие территорий и местного налога на услуги. В составе экологического налога отменяются еще три платежа.

    Кроме этого, отменена процедура проставления налоговым органом отметки в документе об уплате единого налога о зачислении в бюджет единого налога и НДС в фиксированной сумме, что наряду с упрощением процедуры взаимодействия плательщиков с налоговыми органами способствует привлечению предпринимателей к системе электронного декларирования.

    В настоящее время индивидуальные предприниматели-плательщики единого  налога при ввозе товаров из Российской Федерации при отсутствии документов на ввозимые товары применяют особый порядок уплаты НДС в виде фиксированных платежей. Целесообразность взимания НДС в фиксированных суммах подтверждается практикой его применения – это простота расчета налога для индивидуальных предпринимателей и стабильные поступления налога в бюджет.

    Предлагается распространить особый порядок уплаты НДС при ввозе товаров из Казахстана, что потребует внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" и статью 95 Налогового кодекса Республики Беларусь.

    На  протяжении последних 3-лет налоговыми органами неуклонно проводится курс на последовательное снижение количества проверок и их упорядочение. Достаточно сказать, что за этот период времени  количество проверок сократилось приблизительно на 40 процентов. Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 № 689 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь", на шесть месяцев был введен мораторий на проведение проверок, в том числе и налоговых, с участием налоговых органов. Так же в 2009 был принят Указ № 510 «О совершенствовании контрольной деятельности»,   регламентирующий единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в стране. Суть нового документа в том, что система планирования проверок должна стать открытой и назначаться они должны при наличии определенных факторов риска, что позволит плательщику самостоятельно оценивать свою деятельность с точки зрения возможности проведения налоговой проверки.

    В целях улучшения предпринимательского климата в стране Президентом Республики Беларусь 01.09.2010 года подписан Указ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности. Так с принятием Указа отменяется лицензирование аудиторской деятельности; транспортно-экспедиционную деятельность; розничной торговли. Указ обеспечивает комплексное регулирование отношений в области лицензирования и предусматривает утверждение Положения о лицензировании отдельных видов деятельности с прилагаемым перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии). В Положении предусматривается корректировка действующих предписаний, которая обеспечивает более точное изложение формулировок в целях исключения их неоднозначного понимания и применения, а также законодательное закрепление новых подходов к решению отдельных вопросов лицензирования, конкретизации и упорядочению связанных с ним административных процедур.

    Сужение перечня товаров на розничную торговлю, которыми сохранено лицензирование, позволит упростить условия осуществления предпринимательской деятельности для значительного количества субъектов хозяйствования, так как порядка 65 процентов от выданных субъектам хозяйствования и действующих лицензий составляют лицензии на розничную торговлю  и общественное питание. Данный Указ вступает в силу с 1 января 2011 г.

    Упразднение требований о лицензировании отдельных  видов деятельности, оптимизация  порядка и сокращение сроков совершения лицензионных процедур, введение комплексного регулирования отношений в сфере лицензирования, предусмотренные Указом, обеспечат снижение административной нагрузки на деятельность субъектов хозяйствования.

Cовершенствования действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей