3 лица в арбитражном процессе
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Компетенция арбитражного суда
1.1 Подведомственность дел арбитражному суду
1.2 Подсудность дел арбитражному суду
2. Практика осуществления
деятельности арбитражных
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Арбитражный процесс представляет
собой разновидность
Арбитражные суды – это
органы судебной власти в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности,
рассматривающие
Законодатель определяет
субъективный состав участников правоотношений,
между которыми может возникнуть
спор, подведомственный арбитражному
суду: юридические лица и граждане,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица и имеющих статус индивидуального
предпринимателя. Однако само по себе
наличие статуса юридического лица
или гражданина-
Арбитражные суды Российской Федерации возникли и успешно развиваются из существовавшей в Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст. 163 Конституции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Арбитраж был органом, не входившим в судебную систему, но осуществлявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц. Арбитраж не только рассматривал споры, но и разнообразными методами должен был содействовать оптимальному функционированию народного хозяйства.
Ныне арбитражные суды
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации непосредственно
В этом и заключается актуальность
темыисследования настоящей работы,
с развитием экономики, в связи
с постепенным внедрением в экономику
частноправовых регуляторов и стимулов,
естественно, возникла необходимость
в перестройке органов, осуществляющих
юрисдикцию в этой области.Создавая
систему арбитражных судов, стремились
создать гарантии хозяйственной
самостоятельности предприятий, невозможности
вмешательства органов
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования института подведомственности в арбитражном процессе.
Предмет исследования - нормы права, правоприменительная практика, а также публикации, связанные с подведомственностью дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам.
Цель данной работы состоит в комплексном исследовании подведомственности дел арбитражным судам, что предполагает изучение различных элементов этой сложной правовой категории в их совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости. Цель комплексного освещения подведомственности дел арбитражным судам предусматривает всестороннее изучение предмета исследования: как научной и правовой категории, позволяющей разграничить компетенцию юрисдикционных органов по рассмотрению экономических споров и иных дел, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; как процессуального института, как предпосылки права на обращение в арбитражный суд.
Структура и содержание данной работы определяется целями, задачами и логикой исследования.
1.1 Подведомственность дел арбитражному суду
Институты подведомственности и подсудности дел арбитражному суду рассмотрены в главе 4 АПК РФ.
Подведомственность дел в федеральной судебной системе - это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.
При определении подведомственности
спора арбитражный суд, в первую
очередь учитывает
Основным критерием
Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.
Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:
- организаций, являющихся юридическими лицами;
- граждан, осуществляющих
предпринимательскую
- в случаях предусмотренных
АПК РФ и иными федеральными
законами, с участием Российской
Федерации, субъектов
Исходя из характера правоотношений
и субъектного состава
- экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений.
- экономические споры
и другие дела, возникшие из
административных и иных
1) об оспаривании нормативных
правовых актов, затрагивающих
права и законные интересы
заявителя в сфере
2) об оспаривании ненормативных
правовых актов органов
3) об административных
правонарушениях, если
В общей теории права под нормативным актом понимается официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)2.
Если исходить из данного определения нормативного акта, то ненормативный акт - это такой акт, который не содержит общеобязательных юридических норм, он издан в отношении конкретного юридического или физического лица.
Под указанную категорию
споров подпадают иски о признании
недействительными решений и
постановлений налоговых и
В соответствии со ст. 138 НК РФ
организации и индивидуальные предприниматели
могут обжаловать в суд не только
акты налоговых органов, но и действия
или бездействие их должностных
лиц. Данная норма расширяет
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.
Кроме того, в соответствии
с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные
суды рассматривают дела об оспаривании
решений административных органов,
принятых во внесудебном порядке, о
привлечении к административной
ответственности юридических
4) о взыскании с организаций
и граждан, осуществляющих
5) другие дела, возникающие
из административных и иных
публичных правоотношений, если
федеральным законом их
- дела об установлении
фактов имеющих юридическое
- дела об оспаривании
решений третейских судов по
спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной
- дела о признании и
приведении в исполнение
- статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражному суду.
Так в арбитражных судах
подлежат рассмотрению дела независимо
от того, являются ли участниками правоотношений,
из которых возник спор или требование,
юридические лица, индивидуальные предприниматели
или иные организации и граждане.
В том числе подлежат рассмотрению
дела о несостоятельности (банкротстве),
споры о создании, реорганизации
и ликвидации (коммерческих) организаций,
споры об отказе в государственной
регистрации, уклонении от государственной
регистрации юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, споры между акционером
и акционерным обществом, участниками
иных хозяйственных товариществ
и обществ, вытекающие из деятельности
хозяйственных товариществ и
обществ (за исключением трудовых споров
- дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового
кодекса Российской Федерации - далее
ТК РФ) между акционером - физическим
лицом и акционерным обществом,
участником иного хозяйственного товарищества
или общества и этим хозяйственным
товариществом или обществом
подведомственны судам общей
юрисдикции), а также дела о защите
деловой репутации в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности и другие дела, возникающие
при осуществлении
Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Дела о защите деловой
репутации в сфере
При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие критерии как:
- характер спора, экономический;
- спор связан с деятельностью юридического лица;
- основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельности юридического лица;
- организационно-правовая форма юридического лица;
- предмет спора.
Распространенные в практике арбитражных судов иски о возмещении убытков могут быть обусловлены неисполнением договорных обязательств, и тогда убытки выступают в качестве основного вида ответственности за неисполнение обязательств, либо требование о возмещении убытков может быть способом защиты гражданских прав, нарушенных, например, дорожно-транспортным происшествием, либо изданием государственным или иным органом ненормативным актом, признанным арбитражным судом недействительным.4
Заключение
Подведомственность дел
арбитражным судам носит
Связь предмета споров, рассматриваемых
арбитражными судами, с осуществлением
предпринимательской и иной экономической
деятельности, предопределяемая ч. 1 ст.
27 АПК, составляет основной критерий подведомственности
дел арбитражным судам – по
характеру спорных
Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной деятельности. Кроме того арбитражным судам подведомственны экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, при условии, что их рассмотрение отнесено федеральными законами к компетенции арбитражных судов. Среди них:
- дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 3 постановления от 09.12.2002 № 11 « О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации» подчеркнул, что указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражных судах только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела (например, ст. 138 НК, ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- об административных правонарушениях;
- о взыскании с граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В порядке особого производства
арбитражные суды рассматривают
дела об установлении фактов, имеющих
юридическое значение для возникновения,
изменения, прекращения прав организаций
и граждан в сфере
- об оспаривании решений третейских судов;
- о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
- о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Подведомственность дел арбитражным судам определяется наличием связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
При понимании и практическом
применении правил подведомственности
арбитражным судам следует
Если в АПК 1992 г. подведомственность
дел определялась в основном по аналогии
с органами государственного арбитража,
то в АПК 1995 г. она существенно
расширилась, например, за счет дел
с участием иностранных лиц. Одновременно
более расширительным стало толкование
подведомственности в других сферах,
в частности при решении
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации. – М.: 2003. – 48 с.
Арбитражный процессуальный кодекс российской Федерации (по состоянию на 20.03.2008 г.) – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 143 с.
Комментарий к Арбитражному
процессуальному кодексу
Постановление от 5.06.1996 г. № 7 «Об утверждении регламента арбитражных судов»
Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г., СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (с изм. и доп. от 27 апреля 2009 г.), СЗ РФ, 1998, № 1, ст. 1.
Арбитражный суд: сборник нормативных документов с комментариями – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007.- 512 с.
Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. Понятие, основные принципы. Отв. ред. А.А. Мельников. М., Наука, 1985 г., с. 32-33.
Абсалямов А.В., Ярков В.В. Правила подведомственности арбитражному суду споров, возникающих из административно-правовых отношений. Вестник ВАС РФ, 2001. № 6. С. 120-138.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, № 3.
Бойков О. Рассмотрение арбитражными судами налоговых споров. Российская юстиция № 11. 1996.
Загребнев С. Подведомственность споров с участием иностранных инвесторов - юридических лиц. Хозяйство и право. 1996 г., № 8. С. 88.
Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М. Госюриздат, 1961 г., с. 26.
Справочник «Социально-
Обзор практики применения законодательства о подведомственности споров арбитражным судам. Компьютерная база DM ВАС РФ.
Филановский В.А. Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов. Автореф. дис. канд. юрид. наук. - СПб., 2002. - 199 с.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации - 1992. - N11.
Постановление Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г.
N 11 "О некоторых вопросах, связанных
с введением в действие Арбитражного
процессуального кодекса
Виды подведомственности дел арбитражным судам.
В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.
Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.
По терминологии АПК РФ
к специальной
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ;
3) по спорам об отказе
в государственной регистрации,
4) по спорам, вытекающим
из деятельности депозитариев, связанной
с учетом прав на акции и
иные ценные бумаги и с
5) по спорам, вытекающим
из деятельности
6) о защите деловой
репутации в сфере
К специальной подведомственности
отнесены также другие дела, возникающие
при осуществлении
Правила множественной
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.
Императивной называют подведомственность,
при которой дело рассматривается
несколькими юрисдикционными
- дело до передачи в
арбитражный суд подлежит
- когда федеральным законом
предусмотрен предварительный
Претензионный порядок установлен
федеральным законом по требованиям
об изменении или расторжении
договора. Иск в этом случае может
быть заявлен стороной в арбитражный
суд только после получения отказа
другой стороны на предложение изменить
или расторгнуть договор либо
неполучения ответа в срок, указанный
в предложении или
Досудебный порядок разрешения
конфликтов - такая правовая возможность
установлена рядом федеральных
законов, в основном по спорам, связанным
с уплатой налоговых и
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд (ст. 46 Конституции РФ, п. 2 ст. 11 ГК РФ).
- 3 формы абсолютного духа в эстетике Гегеля
- 3. Фрейд, основные идеи психоанализа. Фрейдистская трактовка культуры
- 4 вида рекламы. риторика в рекламе
- 4Р составляющие маркетинга
- 4р составляющие маркетинга и маркетинговые коммуникации
- 4Р составляющие маркетинга. Маркетинговые коммуникации
- 4Р составляющие маркетинга. Маркетинговые коммуникации
- 2. Причины и виды бедности
- 3D Max: история и место в компьютерной графике
- 3D модель рельефа заданной местности
- 3D модель рельефа заданной местности
- 3ащита права собственности и других вещных прав
- 3ащита прав потребителей в сфере оказания коммунальных услуг
- 3-й принцип менеджмента качества: вовлечение сотрудников