3 лица в арбитражном процессе

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Компетенция арбитражного  суда

1.1 Подведомственность дел  арбитражному суду

1.2 Подсудность дел арбитражному  суду

2. Практика осуществления  деятельности арбитражных судов  на территории РФ на примере  хозяйственно – предпринимательских  споров

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической  деятельности, регулируемой нормами  арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями  российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи  существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.

Арбитражные суды – это  органы судебной власти в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и  административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК  РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ и Федеральный  конституционный закон от 31 декабря  1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2009 г.) относят арбитражные суды к федеральным судам и входят в судебную систему РФ. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, разрешающие дела, отнесённые к ведению арбитражных судов. В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

Законодатель определяет субъективный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду: юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального  предпринимателя. Однако само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя  ещё не даёт оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном  суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли: общественные, религиозные  организации, благотворительные фонды (статья 50 ГК РФ), могут обратиться с  иском в арбитражный суд только в тех случаях, когда спор с  их участием носит экономический  характер и возник в связи с  осуществлением ими предпринимательской  деятельности, допускаемой законодательством (часть 3 статьи 50 ГК РФ). Не менее важен  для арбитражного законодательства и тот факт, что в случаях  и в порядке, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства  РФ, нормативными актами субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, по их специальному поручению  от их имени могут выступать государственные  органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и  граждане (статья 125 ГК РФ), должностные  лица.

Арбитражные суды Российской Федерации возникли и успешно  развиваются из существовавшей в  Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст. 163 Конституции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Арбитраж был органом, не входившим в судебную систему, но осуществлявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц. Арбитраж не только рассматривал споры, но и разнообразными методами должен был содействовать оптимальному функционированию народного хозяйства.

Ныне арбитражные суды в соответствии с Конституцией Российской Федерации непосредственно входят в судебную систему, являются органами государства, осуществляющими судебную власть. В соответствии со ст. 1 АПК  РФ «арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических  споров и иных дел, отнесенных к его  компетенции настоящим Кодексом и другими федеральными законами».

В этом и заключается актуальность темыисследования настоящей работы, с развитием экономики, в связи  с постепенным внедрением в экономику  частноправовых регуляторов и стимулов, естественно, возникла необходимость  в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области.Создавая систему арбитражных судов, стремились создать гарантии хозяйственной  самостоятельности предприятий, невозможности  вмешательства органов государства  в их деятельность, а также содействовать  развитию предпринимательства и  охране интересов предпринимателей независимо от организационно-правовой формы их деятельности.

Рассмотрение вопросов связанных  с данной тематикой носит как  теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом  исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования института подведомственности в арбитражном процессе.

Предмет исследования - нормы права, правоприменительная практика, а также публикации, связанные с подведомственностью дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам.

Цель данной работы состоит в комплексном исследовании подведомственности дел арбитражным судам, что предполагает изучение различных элементов этой сложной правовой категории в их совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости. Цель комплексного освещения подведомственности дел арбитражным судам предусматривает всестороннее изучение предмета исследования: как научной и правовой категории, позволяющей разграничить компетенцию юрисдикционных органов по рассмотрению экономических споров и иных дел, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; как процессуального института, как предпосылки права на обращение в арбитражный суд.

Структура и содержание данной работы определяется целями, задачами и логикой исследования.

 

 

 

1.1 Подведомственность дел  арбитражному суду

 

Институты подведомственности и подсудности дел арбитражному суду рассмотрены в главе 4 АПК  РФ.

Подведомственность дел  в федеральной судебной системе - это разграничение компетенции  между Конституционным судом  Российской Федерации, судами общей  юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать  и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению  законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать  в пределах установленной компетенции.

При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический  характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской  и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.

Основным критерием определения  подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших  правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

Субъектный состав предпринимательских  и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК  РФ арбитражные суды разрешают экономические  споры и рассматривают иные дела с участием:

- организаций, являющихся  юридическими лицами;

- граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица и имеющих статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный  в установленном законом порядке  (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения  с иском в арбитражный суд  индивидуальный предприниматель  утратит статус индивидуального  предпринимателя, то такой спор  не будет подведомственен арбитражному  суду;

- в случаях предусмотренных  АПК РФ и иными федеральными  законами, с участием Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований,  государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц, образований,  не имеющих статуса юридического  лица, и граждан, не имеющих  статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный  суд рассматривает:

- экономические споры  и иные дела, возникшие из гражданских  правоотношений.

- экономические споры  и другие дела, возникшие из  административных и иных публичных  правоотношений (налоговые иные  финансовые, таможенные споры и  т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК  РФ арбитражные суды рассматривают  в порядке административного  судопроизводства дела:

1) об оспаривании нормативных  правовых актов, затрагивающих  права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции  арбитражного суда.

2) об оспаривании ненормативных  правовых актов органов государственной  власти Российской Федерации,  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов  и должностных лиц, затрагивающих  права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности1.

3) об административных  правонарушениях, если федеральным  законом их рассмотрение отнесено  к компетенции арбитражного суда.

В общей теории права под  нормативным актом понимается официальный  документ, созданный компетентными  органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)2.

Если исходить из данного  определения нормативного акта, то ненормативный акт - это такой  акт, который не содержит общеобязательных юридических норм, он издан в отношении  конкретного юридического или физического  лица.

Под указанную категорию  споров подпадают иски о признании  недействительными решений и  постановлений налоговых и таможенных органов, иных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

В соответствии со ст. 138 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели  могут обжаловать в суд не только акты налоговых органов, но и действия или бездействие их должностных  лиц. Данная норма расширяет подведомственность дел арбитражному суду согласно ч. 5 ст. 29 АПК-2002.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  КоАП РФ) Судьи арбитражных судов  рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных  статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные  суды рассматривают дела об оспаривании  решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о  привлечении к административной ответственности юридических лиц  или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание  решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

4) о взыскании с организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций,  если федеральным законом не  предусмотрен иной порядок их  взыскания.

5) другие дела, возникающие  из административных и иных  публичных правоотношений, если  федеральным законом их рассмотрение  отнесено к компетенции арбитражного  суда.

- дела об установлении  фактов имеющих юридическое значение  для возникновения, изменения  и прекращения прав организаций  и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды  рассматривают в порядке особого  производства (ст. 30 АПК РФ);

- дела об оспаривании  решений третейских судов по  спорам, возникающим при осуществлении  предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также о выдаче  исполнительных листов на принудительное  исполнение решений третейских  судов по спорам, возникающим  при осуществлении предпринимательской  и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК РФ) 3;

- дела о признании и  приведении в исполнение решений  иностранных судов и иностранных  арбитражных решений (ст. 32 АПК  РФ);

- статьей 33 АПК РФ установлена  специальная (исключительная) подведомственность  дел арбитражному суду.

Так в арбитражных судах  подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели  или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации  и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной  регистрации, уклонении от государственной  регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками  иных хозяйственных товариществ  и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и  обществ (за исключением трудовых споров - дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового  кодекса Российской Федерации - далее  ТК РФ) между акционером - физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным  товариществом или обществом  подведомственны судам общей  юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности и другие дела, возникающие  при осуществлении предпринимательской  и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным  законом.

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а  также по спорам об отказе в государственной  регистрации, уклонении от государственной  регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных  объединений и др.), не имеющих  в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Дела о защите деловой  репутации в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных  судах и в случае привлечения  к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального  предпринимателя, в том числе  автора распространенных (опубликованных) сведений.

При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие  критерии как:

- характер спора, экономический;

- спор связан с деятельностью  юридического лица;

- основание возникновения  спорного правоотношения, участие  в деятельности юридического  лица;

- организационно-правовая  форма юридического лица;

- предмет спора.

Распространенные в практике арбитражных судов иски о возмещении убытков могут быть обусловлены  неисполнением договорных обязательств, и тогда убытки выступают в  качестве основного вида ответственности  за неисполнение обязательств, либо требование о возмещении убытков может быть способом защиты гражданских прав, нарушенных, например, дорожно-транспортным происшествием, либо изданием государственным  или иным органом ненормативным  актом, признанным арбитражным судом  недействительным.4

 

 

 

Заключение

 

Подведомственность дел  арбитражным судам носит специальный  характер по отношению к кругу  дел, рассматриваемых судами общей  юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства. Арбитражные суды рассматривают только те дела, которые  прямо отнесены к их подведомственности федеральным законом. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим  спорам и другие дела, связанные  с осуществлением предпринимательской  и иной экономической деятельности.

Связь предмета споров, рассматриваемых  арбитражными судами, с осуществлением предпринимательской и иной экономической  деятельности, предопределяемая ч. 1 ст. 27 АПК, составляет основной критерий подведомственности дел арбитражным судам – по характеру спорных правоотношений.

Арбитражные суды рассматривают  в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной деятельности. Кроме того арбитражным судам  подведомственны экономические  споры и иные дела, связанные с  осуществлением организациями и  гражданами предпринимательской и  иной экономической деятельности, возникающие  из административных и иных публичных  правоотношений, при условии, что  их рассмотрение отнесено федеральными законами к компетенции арбитражных  судов. Среди них:

    • дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 3 постановления от 09.12.2002 № 11 « О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации» подчеркнул, что указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражных судах только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела (например, ст. 138 НК, ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
    • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • об административных правонарушениях;
    • о взыскании с граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
    • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают  дела об установлении фактов, имеющих  юридическое значение для возникновения, изменения, прекращения прав организаций  и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. Также арбитражные суды рассматривают  возникающие при осуществлении  предпринимательской и иной экономической  деятельности дела:

    • об оспаривании решений третейских судов;
    • о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Подведомственность дел  арбитражным судам определяется наличием связи предмета спора с  осуществлением предпринимательской  и иной экономической деятельности.

При понимании и практическом применении правил подведомственности арбитражным судам следует исходить из современных тенденций развития гражданской юрисдикции, отражающей становление системы арбитражных  судов в качестве органов судебной власти в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. Существенное расширение компетенции  арбитражных судов, осуществленное в рамках принятия новых АПК и  ГПК 2002г., подтверждает данную тенденцию. Поэтому вполне правомерен вывод  о том, что арбитражные суды с  точки зрения их компетенции не являются специализированными, они наделены общей компетенцией по разрешению большинства  экономических споров.

Если в АПК 1992 г. подведомственность дел определялась в основном по аналогии с органами государственного арбитража, то в АПК 1995 г. она существенно  расширилась, например, за счет дел  с участием иностранных лиц. Одновременно более расширительным стало толкование подведомственности в других сферах, в частности при решении вопросов признания и исполнения решений  иностранных судов и арбитражей, которое проводилось как в  судебной практике, так и в доктрине специалистами по гражданскому и  арбитражному процессуальному праву. Однако незавершенность разграничения  подведомственности судов общей  юрисдикции и арбитражных судов  на нормативном уровне привела к  возникновению такого ее феномена, как альтернативная подведомственность, допускавшая выбор суда (общей  юрисдикции или арбитражного суда) заявителем. Кроме того, по многим делам  имела место совпадающая компетенция  судов, когда одни и те же дела разрешались  разными судами гражданской юрисдикции, а критерием разграничения подведомственности выступал критерий субъектного состава.

 

Список использованной литературы

 

Конституция Российской Федерации. – М.: 2003. – 48 с.

Арбитражный процессуальный кодекс российской Федерации (по состоянию  на 20.03.2008 г.) – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 143 с.

Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации – 2-е изд., перераб. и  доп. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2008. – 800 с.

Постановление от 5.06.1996 г. № 7 «Об утверждении регламента арбитражных  судов»

Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г., СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589.

Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (с изм. и доп. от 27 апреля 2009 г.), СЗ РФ, 1998, № 1, ст. 1.

Арбитражный суд: сборник  нормативных документов с комментариями  – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007.- 512 с.

Абова Т.Е. Арбитражный процесс  в СССР. Понятие, основные принципы. Отв. ред. А.А. Мельников. М., Наука, 1985 г., с. 32-33.

Абсалямов А.В., Ярков В.В. Правила подведомственности арбитражному суду споров, возникающих из административно-правовых отношений. Вестник ВАС РФ, 2001. № 6. С. 120-138.

Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации. М., 1998.

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство  и право, 1997, № 3.

Бойков О. Рассмотрение арбитражными судами налоговых споров. Российская юстиция № 11. 1996.

Загребнев С. Подведомственность споров с участием иностранных инвесторов - юридических лиц. Хозяйство и  право. 1996 г., № 8. С. 88.

Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М. Госюриздат, 1961 г., с. 26.

Справочник «Социально-экономические  проблемы России – 99». http://fiper.ru/spr/chapter-2-2.html#4

Обзор практики применения законодательства о подведомственности споров арбитражным судам. Компьютерная база DM ВАС РФ.

Филановский В.А. Подведомственность дел об оспаривании нормативных  правовых актов. Автореф. дис. канд. юрид. наук. - СПб., 2002. - 199 с.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 "О  некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации - 1992. - N11.

Постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных  с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // Постановление Пленума  Верховного Суда РФ и Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных  с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. - 1996. - N 9.

 

Виды подведомственности дел арбитражным судам.

 

В зависимости от того, относит  ли закон разрешение определенной категории  дел к ведению исключительно  каких-либо одних органов или  нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и  множественную.

Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного  состава и других критериев. Использование  этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов  с судами общей юрисдикции.

По терминологии АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены следующие  категории дел (ст. 33 АПК РФ):

1) о несостоятельности  (банкротстве);

2) по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ;

3) по спорам об отказе  в государственной регистрации,  уклонении от государственной  регистрации юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим  из деятельности депозитариев, связанной  с учетом прав на акции и  иные ценные бумаги и с осуществлением  предусмотренных федеральным законом  иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим  из деятельности государственных  корпораций и связанным с их  правовым положением, порядком управления  ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями  их органов, ответственностью  лиц, входящих в их органы;

6) о защите деловой  репутации в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.

К специальной подведомственности отнесены также другие дела, возникающие  при осуществлении предпринимательской  и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным  законом. Все дела, перечисленные  в ст. 33 и 225.1 АПК РФ, рассматриваются  арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели  или иные организации и граждане.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным  судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная  подведомственность в зависимости  от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно  по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением  сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший  из гражданских правоотношений, между  организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается  несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью  охватываются следующие случаи:

- дело до передачи в  арбитражный суд подлежит рассмотрению  в соответствии с федеральным  законом или договором сторон  в обязательном претензионном  порядке;

- когда федеральным законом  предусмотрен предварительный внесудебный  порядок разрешения дела в  административном порядке, например  налоговыми органами.

Претензионный порядок установлен федеральным законом по требованиям  об изменении или расторжении  договора. Иск в этом случае может  быть заявлен стороной в арбитражный  суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный  в предложении или установленный  законом или договором, а при  его отсутствии - в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Досудебный порядок разрешения конфликтов - такая правовая возможность  установлена рядом федеральных  законов, в основном по спорам, связанным  с уплатой налоговых и обязательных неналоговых платежей. Так, согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд  налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности  за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую  сумму налоговой санкции.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего  защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора  лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в  законе. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись  за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами  альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в  суд (ст. 46 Конституции РФ, п. 2 ст. 11 ГК РФ).

3 лица в арбитражном процессе